Лечение боли с помощью лидокаинового пластыря: как повысить шансы на успех ?
Статьи - Статьи для врачей |
ВВЕДЕНИЕ
К средствам первой линии для лечечения локализованной периферической нейропатической боли в настоящее время относится пластырь, содержащий 5% лидокаин (Версатис, Грюненталь) [1]. Лидокаин проникает через кожу и, блокируя натриевые каналы в нервных окончаниях, препятствует передаче болевых сигналов. Как следствие, предотвращается развитие аллодинии ( возникновение ощущения боли в ответ на неболевое раздражение ) и центральной сенситизации, с которой связана хронизация боли.
Лидокаиновый пластырь успешно применяется при широком спектре болевых синдромов, таких как периферические полиневропатии, в том числе диабетическая, компрессионно-ишемическая нейропатия ( туннельный синдром ), nocлеоперационная или посттравматическая боль в области кожных рубцов, боль в спине и др. [2—9]. Имеется опыт успешного применения Версатиса и при заболеваниях суставов и позвоночника как воспалительного, так и дегенеративного характера, ;опровождавшихся болевым синдромом (дорсопатия, остеохондроз, остеоартроз, ревматоидный артрит, анкилозирующий спондилоартрит, плечелопаточный периартрит) [10]. Поскольку системная абсорбция лидокаина отсутствует, Версатис отличается высокой безопасностью. Как следствие возможно его использование у больных с сопутствующими заболеваниями, а также в комбинации с другими препаратами.
Со времени появления Версатиса на фармацевтическом рынке многие врачи успели приобрести опыт его применения, и этот опыт наряду с успехами включает и неудачи. Настало время прзвести « работу над ошибками ». Часть неудач объясняется тем, что для достижения эффекта недостаточно просто назначить препарат — важно правильно определить показания к его применению, объяснить пациенту особенности его использования и учесть психологические факторы. Как и другие средства для лечения боли, Версатисамо по себе не является ни эффективным, ни бесполезным. Он эффективен тогда, когда используется правияьно и по показаниям, и тогда, когда врач не просто выписывает рецепт, а помогает пациенту обрести контроль над болью, и бесполезен во всех остальных случаях. Данная статья посвящена особонностям применения препарата Версатис, знание которых позволит значительно повысить шансы на успех в лечении боли.
. . . . .
ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ И ПРЕДИКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В соответствии с данными исследований и клиническим опытом можно выделить следующие заболевания и синдромы, при которых использование Версатиса сопровождается снижением интенсивности боли [2—9]:
Для определения показаний к применению лидокаинового пластыря недостаточно установления нозологической принадлежности, следует ориентироваться в первую очередь на характеристики боли [11]. Препарат эффективен при поверхностной локализованной боли, что объясняется небольшой глубиной диффузии лидокаина и невозможностью покрыть пластырями большие участки кожи. Версатис особенно показан при наличии аллодинии — мучительного состояния, проявляющегося ощущением боли в ответ даже на неболевое раздражение, например при прикосновении одежды. Блокируя эктопическое распространение болевых сигналов, лидокаин устраняет феномен аллодинии эффективнее, чем препараты системного действия.
Версатис рекомендован в качестве препарата первой линии для лечения периферической нейропатической боли. Периферическая нейропатическая боль является следствием патологического возбуждения нейронов в периферической нервной системе. В отличие от ноцицептивной боли она не связана с реакцией на повреждение тканей ( воспаление, отек ). Для нейропатической боли характерны следующие признаки:
Выявление признаков нейропатической боли — это довод в пользу назначения Версатиса. Тем не менее в последние годы рядом открытых исследований было показано, что пластины с лидокаином могут быть эффективны и при некоторых видах локальной боли, которую традиционно относят к преимущественно ноцицептивной ( боль в спине, миозиты, миофасциальный синдром, артрит ). Показано, что при локальных скелетно-мышечных болях клиническая эффективность пластин с лидокаином примерно соответствует эффективности селективных ингибиторов циклооксигеназы-2 [12]
Рассмотрим теперь те характеристики боли, при которых лидокаиновые пластыри менее эффективны. Поскольку Версатис действует преимущественно на нервные окончания, расположенные в поверхностных слоях кожи, в случае боли, локализованной глубоко, назначение Версатиса будет менее эффективным. При наличии у пациента онемения назначение Версатиса может привести к усилению этого ощущения вследствие блокирования чувствительных окончаний нервов. При обильном потоотделении лидокаиновые пластыри могут быть неэффективны потому, что не держатся на коже. Опыт показывает, что применение Версатиса менее эффективно при иррадиирующей боли, корешковой боли, при отдаленности места боли от места повреждения нерва, а также при распространенной боли. ( Данные о предикторах эффективности лечения с помощью лидокаинового пластыря обобщены в таблице. )
По данным ретроспективного анализа случаев лечения боли препаратом Версатис, приведенным на встрече экспертов в Вене (декабрь 2009 г.) [11].
Следует особо остановиться на вопросе использования Версатиса при поражениях тройничного нерва. Большинство экспертов сходятся в том, что препарат не подходит для лечения классической тригеминальной невралгии, сопровождающейся пароксизмальной болью. Версатис может быть эффективен при постоянной боли в зоне иннервации тройничного нерва, например вследствие постгерпетической невралгии, травмы или операции в лицевой зоне. Предиктором эффективности может служить наличие феномена аллоди-нии [11].
Возможность комбинированной терапии
Начинать лечение всегда лучше с назначения какого-либо одного препарата — монотерапии. Однако, в случае когда при монотерапии не удается добиться клинического эффекта, правильной тактикой будет комбинированное применение Версатиса с другими средствами лечения нейропатической боли. Исследование эффективности Версатиса и прегабалина для лечения постгерпетической невралгии показало, что пациенты, которые плохо отвечали на монотерапию Версатисом или прегабалином, почувствовали клинически значимое улучшение при комбинации двух препаратов [13]. Повышения эффективности терапии можно также достичь при комбинировании Версатиса с антидепрессантами (дулоксетин, венлафаксин). Следующей ступенью при недостаточной эффективности двух препаратов (Версатис + антидепрессант или Версатис + антиконвульсант) является одновременное применение трех препаратов для лечения нейропатической боли: Версатис + антидепрессант+ антиконвульсант. Поскольку лекарственные средства разных групп обладают различными механизмами действия, их сочетанное использование повышает суммарную эффективность терапии [14].
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
В целом лидокаиновые пластыри безопасны и просты в применении. Однако есть несколы о особенностей, которые должен знать врач о которых необходимо рассказать пациенту.
В случае неэфективности лечения Версатисом прежде, чем заменять препарат на другой, целесообразно выяснить у пациента, правильно ли он использует пластыри.
НЕЛЕКАРСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ
Версатис чаще всего назначается пациентам с хронической болью — состоянием, требующим особого подхода к лечению. Исследования последних 30 лет указывают на то, что хроническая боль не является чисто физическим феноменом — важнейшую роль в ее формировании и поддержании играют психологические и социокультурные факторы. В соответствии с биопсихосоциальной моделью хроническая боль представляет собой результат динамического взаимодействия биологических, психологических и социокультурных факторов. В острую фазу заболевания преобладают биологические факторы, но с течением времени на первый план выходят психологические и социальные факторы. К поддержанию и усилению боли приводят депрессия, тревога, страх, раздражительность, фрустрация. В связи с этим лечение хронической боли, направленное только на физический ее компонент, в большинстве случаев оказывается неэффективным [15].
Пациенту с хронической болью недостаточно выписать препарат. Проводя лекарственную терапию, следует учитывать психологические факторы и использовать нелекарственные способы контроля над болью. То, что врач говорит, не менее важно для успеха лечения, чем то, какие препараты он назначает. Пациент может забыть, какую дозировку ему назначили, но он навряд ли забудет, как врач к нему отнесся и как обрисовал перспективы лечения.
Контроль над болью
При различных болевых синдромах была продемонстрирована взаимосвязь между ощущением способности контролировать боль и самой болью. Jerome D. Frank связывает чувство контроля ( господства, mastery ) с « поднятием материального духа » индивидуума, порождающим положительные чувства в замену отрицательным — отчаяния, оторванности, враждебности, неудачи, никчемности, бесполезности, беспомощности, бессилия [16]. «В се успешные виды терапевтического воздействия , — считает ученый, — явно или неявно изменяют образ пациента в его собственных глазах: личность, утонувшая в своих проблемах и симптомах, становится личностью, способной управлять ими ». Для того, чтобы понять, как действия врача могут способствовать или препятствовать достижению этой цели, рассмотрим 3 типичные модели взаимодействия с пациентом: врач — родитель, врач — продавец и врач — партнер.
Врач — родитель всегда знает, что нужно пациенту. Он говорит пациенту, что делать, и тот безропотно слушается. « Будете наклеивать Версатис, это для Вас наилучший вариант », — говорит врач—родитель, и на этом прием заканчивается. Психологическая «выгода» пациента, ищущего помощи у врача-родителя, — избавление от ответственности. Исходя из задачи установления контроля над болью, эта выгода является кажущейся — избавление от ответственности приносит лишь временное облегчение, не делая пациента хозяином ситуации. Зачастую он возвращаете я к врачу через несколько дней, разочаровавшись в препарате. « Не помогает этот ваш Версатис », - заявляет он и думает про себя: « да и врачи ничего не умеют, к скольким ходил — ни один меня не выпечил ». И чем больше раздражается пациент, тем сильнее становится боль.
Врач — продавец уклоняется от приняния решений, предоставляя пациенту самому выбирать, что делать. « Есть такой препарат Версатис, вы можете прочитать о нем в Интернете и, если захотите, попробовать », — говорит врач-продавец. Неэффективность такой модели взаимодействия связана с тем, что, точно так же, как не существует всемогущих врачей, нет и всемогущих пациентов. Если бы пациент мог справиться с болью сам, он не пришел бы к врачу. Ему нужна от врача не только информация, но и поддержка, которую не получишь у продавца.
Врач — партнер несет ответственность за процесс лечения, но не снимает с пациента ту ответственность за собственное здоровье, которую несет каждый взрослый человек. « Давайте попробуем препарат Версатис. Жжение и покалывание, о которых вы рассказали, указывают на нейропатическ/ю боль — боль, которая возникает при повреждение нерва. Не удивительно, что вам не помогли диклофенак и ибупрофен — они плохо действуют при нейропатической боли. А Версатис при нейропатической боли помогает. Поэтому я думаю, что, несмотря на предыдущие неудачи с лекарствами, этот препарат вам поможет ». Конечно же, важны не сами по себе слова врача, а то, что за ними скрыто — искреннее ( сочувствие, поддержка и в то же время уважение к свободной воле пациента. « Версатис — это не таблетки, а пластырь, пропитанный лидокаином. Вы наклеите пластырь на кожу, и из него будет всасываться лекарство. Лидокаин блокирует нервные окончания, по которым передается сигнал о боли ». Врач—партнер объясняет суть нового метода лечения: понимание способствует появлению ощущения контроля над болью. Затем врач отвечает на вопросы пациента, обсуждает с ним альтернативные методы лечения, рассказывает о дальнейших перспективах. Окончательное решение, принимать или не принимать препарат, принадлежит больному.
Формирование реалистичных ожиданий
Многие пациенты, начиная применять какое-либо лекарство, в том числе и Версатис, рассчитывают на мгновенное и полное избавление от боли. Как следствие, они почти всегда остаются разочарованными. При пессимистичном настрое, характерно для пациентов с хронической болью, разочарование в эффективности препарата нередко приводит к разочарованию во враче, лекарствах и медицине в целом и к потере веры в возможность избавления от боли. По этой причине, назначая Версатис, очень важно сформировать у пациента реалистичные ожидания.
Прежде всего необходимо объяснить, что обезболивающий эффект обычно наступает в течение 30 мин, нарастает в течение 4 ч и затем поддерживается в течение суток. Однако в отношении срока ответа на лечение существует широкая индивидуальная вариабельность. У некоторых пациентов ощутимый эффект наступает уже в первые дни применения препарата, у других — через неделю, а у третьих — только спустя 2—4 нед. В связи с этим о неэффективности Версатиса можно говорить только после 2— 4 нед его применения.
По статистике применение Версатиса приводит к значительному снижению интенсивности боли у 76% больных, которым назначают препарат [11]. Тем не менее в подавляющем большинстве случаев полное избавление от хронической боли невозможно при использовании лишь одного метода лечения — необходим комплексный мультидисциплинарный подход. Следует ориентировать пациента на то, что Версатис станет одним из элементов контроля над болью, а не панацеей, позволяющей полностью справиться с заболеванием. Особенностью лидокаинового пластыря является отсутствие системной абсорбции, в связи с чем исключен риск нежелательных лекарственнных взаимодействий с другими препаратами. Как следствие, Версатис успешно используется в комбинации с препаратами различных групп, что позволяет снизить их дозировку и, соответственно, повысить безопасность лечения.
Не следует и недооценивать эффективность препарата в разговоре с больным. К неуспеху лечения могут привести как излишне завышенные, так и заниженные ожидания. Задача врача — найти « золотую середину ».
Предупреждение тревоги
Многие пациенты, получая от врача рецепт на новый препарат, волнуются относительно его безопасности. В особенности это касается хронических больных, получающих большое количество лекарств — они не без основания опасаются полипрагмазии. Пациенты не всегда задают врачу волнующие их вопросы, поэтому, учитывая, что тревога — один из факторов, приводящих к поддержанию хронической боли, следует заранее рассеять невысказанные сомнения. Целесообразно разъяснить следующие позиции.
При применении Версатиса не происходит всасывания лидокаина в кровь. Препарат действует местно, только на уровне нервных окончаний, расположенных в коже. Это предотвращает развитие побочных реакций и отрицательного влияния на организм в целом.
Поскольку Версатис не попадает в кровь, он никак не взаимодействует с другими препаратами. Его использование можно сочетать с применением любых лекарств, обезболивающих и не только.
Версатис не вызывает сонливости, не снижает трудоспособность, не влияет на управление автомобилем, не взаимодействует с алкоголем.
Версатис не имеет запаха и не пачкает oдежду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Версатис — это эффективное и безопасное средство лечения болевых синдромов. Однако одних терапевтических свойств препарата недостаточно для обеспечения победы над болью. С целью повышения шансов на успех лечения следует учитывать ряд аспектов. Прежде всего это спецг фические показания к назначению Версатиса — он эффективен далеко не при всех болевых синдромах. Выделены нозологии и характеристики боли которые указывают на более высокую эффектинность пластыря с лидокаином ( см. таблицу ). Даже при назначении по показаниям многие препараты не всегда позволяют достичь хороших результатов в лечении хронической боли, и Версатис не является исключением. Поскольку важную роль в патогенезе хронических болевых синдромов играют не только физические факторы, важно использовал нелекарственные методы терапии — помочь больному достичь контроля над болью, сформировать положительные, но в то же время реалистичные ожидания, способствовать снижению уровня тревожности. Версатис эффективен при назначении врача, понимающего механизм его действия, четко знающего показания к применению препарата и последовательно поддерживающего пациента на пути избавления от боли.
Журнал - Лечение заболевания нервной системы . №2 (7) 2011
< Предыдущая | Следующая > |
---|